В Украине собираются реформировать такси на европейский лад. Фокус выяснил, что об этом думают сами таксисты
Количество такси станет фиксированным – квоты будут распределяться по конкурсу местными советами, и только среди выпускников школы таксиста. Штраф за нелегальный извоз вырастет в 20 раз. В каждом городе автомобили такси будут одного цвета и не старше трёх лет. Зарабатывать извозом на арендованном транспорте запретят – машина должна быть собственностью работодателя. Такие планы Кабмин озвучил этим летом. Услышав о них, таксисты забили тревогу: создали рабочую группу для переговоров с властью и в случае игнорирования требований обещали устроить всеукраинскую забастовку. Власть пошла на уступки – рабочая группа завершает работу над своим вариантом законопроекта.
90% – нелегалы
Таксистам вся эта затея не по душе. «Вырывают гланды через задний проход, – оценивает инициативу Александр, работающий в такси «Оптимальное». – Опять будут драть с нас деньги. Пусть бы датировали эти расходы – на счётчик, на оборудование автомобиля. У меня на всё это нет денег, машину нужно к зиме готовить».
По оценкам самих таксистов, сегодня более 90% рынка в тени: у водителя могут быть рация, шашки на крыше, договор с диспетчерской службой и тарифная сетка, но он не платит налоги и формально не несёт никакой ответственности перед пассажиром. Многих таксистов это устраивает. «Государство хочет, чтобы мы оформляли ЧП, покупали лицензии, платили единый налог. Вот страна дебильная, а!» – возмущается молодой таксист на «Ланосе», работающий в «Радио-такси». Вообще‑то и сегодня, чтобы получить лицензию на извоз, нужен статус частного предпринимателя, но у таксиста, как выяснилось, нет ни того, ни другого. Замечание корреспондента Фокуса о том, что не платить налоги – это плохо, таксиста возмущает: «Кому платить? Государству? Да пошло оно в ж… у!»
Большинство коллег с ним солидарны: когда на съезде таксистов в начале сентября глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский заговорил о необходимости платить налоги, зал вскипел от негодования. Когда же чиновник пообещал избавить таксистов от конкуренции с «грачами» – грянули аплодисменты.
Говоря о «грачах», Бродский имел в виду «фильтровщиков» – таксистов, которые не привязаны к какой‑либо диспетчерской службе, сами устанавливают тарифы и большую часть дня проводят на стоянке, играя в нарды в ожидании щедрого клиента.
В Стране дураков
Сергею за сорок, стоит «на фильтре» возле метро «Льва Толстого», пьёт кофе на пассажирском сиденье. На Подол соглашается отвезти за 60 гривен (официальное такси – 35–40 грн.). Сбрасывает до полтинника, с ленцой пересаживается за руль. Говорит, что работает в такси «Имени себя»: днём «фильтрует» в центре, а вечером слушает станцию, если есть хороший заказ – берёт. Угроз Бродского Сергей не страшится, но если «фильтр» прикроют – в официальное такси не пойдёт: «Сниму фишку, буду так грачевать». По его словам, самые жирные «фильтры» – на «бану» (на вокзале, вероятно, от немецкого banhoff) и на «поле» (Поле чудес в Стране дураков – аэропорт Борисполь).
Стоянка «на фильтре» – только для своих. «Если кто другой станет рядом, ему сначала сделают последнее китайское предупреждение. Не поймёт – тогда вот! – таксист решительным движением выдёргивает из решётки кондиционера шило. – На диски посадим! Опять не подействует – здоровье ему подпортим лет на пять, ребята помогут. Пойми, весь Киев на дециметры поделён, и не я это придумал».
Глава профсоюза таксистов Василий Попик, который сегодня координирует разработку законопроекта о такси, уверен, что скоро нелегальному извозу придёт конец. «Мы задавим его с двух сторон! – он жестикулирует так, будто объясняет план захвата. – Дадим ГАИ право проверять такси на стоянке. Нет документов на извоз – штраф восемь тысяч, второй раз попался – шестнадцать. Потом конфискация машины». Атака с другого фланга – а-ля контрольные закупки: если по вызову приезжает такси без документов, страдает не только водитель, но и оператор, который отдал ему заказ. «В итоге операторы откажутся от сотрудничества с нелегалами», – убеждён глава профсоюза.
Шеф, три счётчика
На место «фильтров» планируется вернуть стоянки такси – систему, которая была при Союзе и сегодня принята в Европе. Главное отличие стоянок от «фильтров» в том, что таксист может без опаски стоять на любой из них (во всяком случае, по задумке). Правда, вразрез с этим принципом идёт намерение Минтранса провести тендер среди служб такси на право работать в аэропорту Борисполь. «Этим они убивают систему стоянок, – возмущается Василий Попик. – Таксист, который привозит вас в аэропорт, убегает оттуда, потому что иначе ему колёса порежут. В итоге кто оплачивает холостой пробег? Правильно – пассажир».
Вместе со стоянками власти намерены вернуть в такси счётчики (таксометры). Многие перевозчики идею воспринимают в штыки. «Какой кретин сядет на счётчик? Он учитывает не только километраж, но и хронометраж, а в час пик из центра на Куренёвку можно часа полтора добираться», – говорит «нелегал» Сергей со «Льва Толстого». Его коллега Александр из такси «Оптимальное» вспоминает опыт 10‑летней давности: «Когда в «Автосвите» работал, у всех таксометры были. Счётчик в трёх режимах – обычный, ночной и для хаумачей (иностранцы. – Фокус). Пять гривен за километр настраивали. Можно было от Золотых ворот скатиться к Крещатику за двадцатку, даже двигатель не заводя». Сегодня в Киеве найти такси со счётчиком сложно, зато в Херсоне, например, ими оборудованы практически все таксомоторы – там поездка с «грачём» обходится дороже. Координатор интернет-портала «Таксопорт» Анатолий Галазюк считает, что таксометрам нет доверия: многие настраивают прибор так, что он считает 100 м за 1 км.
Дешевле не бывает
За счётчик. Координатор интернет-портала «Таксопорт» Анатолий Галазюк считает, что в Украине тарифы на поездки нужно поднять, а в каждой машине установить счётчик
Тем не менее Василий Попик уверен, что такси в Украине удастся вывести на европейский уровень: таксомоторы будут одного цвета (скорее всего, только их двери), появятся школы таксистов, повысится ответственность предпринимателей – они будут дорожить лицензией. Впрочем, в чём единодушны все собеседники Фокуса, так это в том, что на европейский уровень выйдут и цены.
«Они однозначно будут повышаться, – говорит Василий Попик. – У нас самое дешёвое такси в Европе. Во всём мире километр езды на такси стоит как литр бензина». Анатолий Галазюк считает такую методику расчёта неподходящей для Украины, но в целом соглашается: сегодняшний рост предложения на рынке перевозок привёл к критическому падению цен. «Такси слишком дешёвое, – объясняет Анатолий Галазюк. – В Киеве ещё ничего, но в областных центрах расценки настолько низкие, что извоз попросту теряет рентабельность».
Лучшие такси мира
В этом году портал Hotels.com составил рейтинг лучших такси мира. В тройке победителей Лондон, Нью-Йорк и Берлин
1. Лондон
«Блэк кебы» оборудованы счётчиком, вмещают 5 человек с багажом и приспособлены для перевозки пассажира на инвалидной коляске. Только «Блэк кебы» вправе подбирать голосующих пешеходов. Они также могут двигаться по полосе для общественного транспорта, поэтому никогда не стоят в заторах.
Посадка и первые 310 м – 2,20 фунта. Затем – 1,20 фунта / км. Экологический сбор – 20 центов. В результате стоимость 1 км составляет около 2,1 фунта (2,5 евро). После 20.00 и в выходные поездка дороже на 1 фунт, в Рождество и Новый год – на 2 фунта. На чай принято оставлять 10–15%.
На таксиста учатся три года. Водители обязаны блестяще ориентироваться в городе без GPS-навигатора, знать репертуар всех тридцати лондонских театров, расписание поездов и уметь поддержать беседу о Большом адронном коллайдере. Для пассажира «Блэк кеба» в порядке вещей попросить отвезти его «в то заведение, где на прошлой неделе выступал Стивен Фрай».
2. Нью-Йорк
90% такси – Ford Crown Victoria жёлтого цвета. При этом ежегодно обновляется список других марок, одобренных для использования в качестве такси (с 2009 г. почти все машины в этом перечне – гибриды).
Посадка – $2,50. Затем – $1,5 / км (40 центов за каждые 267 м пробега или 120 секунд ожидания). Если авто движется со скоростью менее 6 миль в час, то есть тянется в пробке, пассажир платит 40 центов за каждые две минуты. С 20.00 вечера тариф повышается. Таксисту принято оставлять чаевые.
Для работы требуется сдать экзамен на знание города и языка, но среди таксистов всё равно много эмигрантов, плохо изъясняющихся на английском. В Нью-Йорке водители «йелоу кебов» неохотно везут пассажиров в отдалённые районы, откуда придётся возвращаться пустым, но не имеют права спрашивать у голосующего, куда ему ехать, пока тот не сел в машину. Пожаловаться на таксиста можно в «Такси и Лимузин Комиссию».
3. Берлин
Обязательно цвета слоновой кости. Должен иметь две двери справа. Таксисты отдают предпочтение «Мерседесам».
Посадка – 3 евро. До 7 км – 1,58 евро / км, более 7 км – 1,20 евро / км.
Чтобы стать таксистом, нужно сдать экзамен. В Берлине необходимо знать более 900 объектов и уметь добраться до них кратчайшим путём без карты. Если водитель будет везти пассажиров при выключенном счётчике и попадёт в аварию, страховая не выплатит компенсации и ему придётся оплачивать лечение пассажиров из собственного кармана. Клиентом, который просит подвезти без счётчика, может оказаться проверяющий. Полиция имеет право в любой момент проверить документы на извоз, и если каких‑то бумаг не будет, машину арестуют.
Такси по-киевски
Тариф
До 5 км – 25–30 грн., после – 2,5 грн./км. Счётчиков нет: километраж и цена поездки определяются диспетчерской службой.
Автомобиль
Практически любой – от «Дэу Ланоса» и «Опеля» 1980 г. выпуска до «БМВ» представительского класса. Аренда машины – 100–150 грн./день.
Таксист
Часто с высшим образованием, предпочитающий профильному труду извоз, где средняя выручка за месяц составляет 8 тыс. грн.
Евгений Сафонов
Реформа такси в Украине
Приехали. Что принесет реформа такси в Украине
Loading...
Комментарии: